Ас-аудит. Аудит и консалтинг, бухгалтерский учет.
О компании
Услуги
Новости
Консультации
Разработки
Контакты
Новая страница



Работая с нами через интернет, вы получаете скидку 10%!
Подпишитесь на рассылку анонсов новостей АС-АУДИТ по почте или читайте нас в блогах.


Аудит и консалтинг, бухгалтерский учет.

English version




 
 
 

  Помощь оборонно-промышленному комплексу (ОПК)

Главная > Консультации > Корпоративное право > СТРАТЕГИЯ БИЗНЕСА > Помощь оборонно-промышленному комплексу (ОПК)

«Оборонка» — это 100% отечественной космической, авиационной и элек-тронной техники, оптического приборостроения, промышленных взрывчатых ве-ществ. Это более двух третей судостроения, радиоэлектронной аппаратуры, средств связи. Даже медицина более чем наполовину «завязана» на ОПК. Кроме этого, ОПК играет ведущую роль в экспорте наукоемкой машиностроительной продукции и технологий.
В соответствии с принятой в 2001 году правительственной программой реформирования только трети из существующих  предприятий ОПК и организаций суждено пережить реформу. Они станут частью так называемых системообразующих интегрированных структур, или, проще говоря, холдингов.
Возникают сильные подозрения, что далеко идущие планы правительства по созданию оборонных государственных суперхолдингов скорее всего останутся на бумаге. Правда, утверждать, что реформа совсем уж бесполезна, тоже нельзя, поскольку она подразумевает резкое сокращение количества предприятий, относящихся сегодня к оборонной отрасли, и приватизацию всего «лишнего», что позволит многим предприятиям машиностроения, избавившись от излишней государственной опеки, работать над выпуском гражданской продукции. А если вдруг у государства когда-нибудь появятся деньги на перевооружение своей армии, возможно, именно эти, ставшие частными предприятия помогут ему эти деньги эффективно потратить.
Основными направлениями реализации программы ведущие эксперты называют:
 • Определение головных предприятий (организаций) ОПК по каждому направлению вооружений;
 • Продажа государством тех предприятий ОПК, которые окажутся невостребованными в новых условиях;
 • Формирование потенциального пакета оборонных заказов в рамках военной доктрины.
По данным Вестника Русского экономического общества No 123 к концу 2003 г. завершилась работа по формированию реестра предприятий ОПК. В него вошли 1279 оборонных заводов, КБ и НИИ. 58% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями, 19% - акционерными общества с госпакетом не менее 59%, 23% - с долей государства менее 50%. В реестр вошли 63 предприятия Минатома и 191 предприятие Минобороны.
Вошедшие в реестр предприятия, считаются ядром ОПК. Предприятия, которые не были учтены в реестре, должны будут перепрофилировать свою деятельность на выпуск гражданской продукции. До формирования реестра считалось, что в России существуют 2052  предприятия ОПК.
В настоящее время фактически каждое второе предприятие ОПК в РФ является убыточным, в то время как в 2001 г. их было только 26%. Одновременно наблюдается снижение рентабельности производства продукции ОПК. В структуре общего объема производства 44% составляет экспорт военной техники и вооружений, 41% - гражданская продукция и только 15% - государственный оборонный заказ.
Реализация программных направлений наталкивается на ряд препятствий. По мнению специалистов, как только дело доходит до реального выбора, «начинается борьба политическая, борьба акционеров, борьба менеджмента... В ре-зультате в программу записываются практически все существующие предприятия», при этом «за половиной известнейших компаний ничего не стоит, кроме старых орденов».
Яркой иллюстрацией данного утверждения является список стратегических предприятий ОПК, утвержденный  Указом Президента Российской Федерации от 4 ав-густа 2004 года № 1009, в который вошли ФГУП и ОАО, включенные не только в проект прогнозного плана приватизации на 2005 год, но и в план 2004 года.
Справедливости ради надо отметить, что включение в состав стратегических предприятий ОПК вовсе не означает, что предприятие не подлежит приватизации. Данным актом предотвращается в первую очередь фиктивное банкротство, которое инициируется некоторыми коммерческими структурами в целях отчуждения объектов недвижимости и перепрофилирования предприятия.
Однако такая «защита» со стороны государства вовсе не всегда выгодна самому предприятию и представляется мерой временной. Проблем конкретных предприятий она не решает. Большинству предприятий ОПК все равно предстоит изменение организационно – правовой формы (преобразование ФГУП в открытое акционерное общество, либо в казенное предприятие). Дальше уже дело государства – внести долю акций, находящихся в государственной собственности в соответствующую вертикально – интегрированную структуру, либо пустить в свободную продажу.
Наш опыт сотрудничества с предприятиями оборонно – промышленного комплекса (ОПК) показывает, что чем раньше предприятие подготовится к деятельности в новых условиях, тем больше шансов у него на успешное решение проблем, связанных с изменением организационно – правовой формы и выработки адекватной  корпоративной стратегии в составе вертикально – интегрированной структуры.
Основные угрозы в представлении руководителей предприятий ОПК:
 1. Смена менеджмента в результате приватизации, перепрофилирование предприятия, организации.
 2. Отсутствие оборонного заказа
 3. Кадровый коллапс – отсутствие преемственности в инженерно - технической сфере, отсутствие рабочих высокой квалификации.
 4. Морально и физически устаревшая производственная база.
 5. Большие мобилизационные мощности и запасы.
 6. Большие запасы готовой невостребованной продукции.
 7. Налоговая задолженность по продукции, произведенной в рамках оборонного заказа, но не оплаченная заказчиком.

Какие причины инициируют, как правило, обращение руководителей предприятий оборонного комплекса к консультантам?
 1. Объективная независимая оценка реального положения дел на предприятии.
 2. Независимая оценка реальной стоимости активов предприятия.
 3. Разработка стратегии и механизма приватизации.
 4. Разработка стратегии дальнейшего развития предприятия и перехода на новую корпоративную структуру управления.
 5. Разработка новой организационной структуры предприятия.
 6. Проблемы использования результатов интеллектуальной деятельности.
Несмотря на кажущуюся стандартность процедур подготовки и проведения преобразования  ФГУП в открытое акционерное общество, каждый проект имеет свои совершенно специфические особенности и носит индивидуальный характер. Это обусловлено множеством факторов, основными из которых являются:
 • Характер и масштабы производства;
 • Характеристики и ассортимент выпускаемой продукции;
 • Загруженность производственных мощностей;
 • Характеристики менеджмента предприятий
 • Инфраструктура предприятия и др.

Основные мнения наших коллег – заказчиков:
В.И. Будзин – Заместитель Генерального директора по экономике Уфимского  приборостроительного производственного объединения:
«В ходе реализации консалтингового проекта по разработке стратегии приватиза-ции предприятия мы приобрели новый взгляд на наше предприятие, обосновали и разработали конкретный план мероприятий по приватизации УППО и дальнейшей стратегии действий в составе холдинга «Авиаприбор», что позволило нам сэкономить время и ресурсы».

А.С. Сыров – Генеральный конструктор – директор Московского ОКБ «МАРС» (при обсуждении договора на разработку стратегии приватизации):
«Мы в значительной степени сосредоточены на научно – технических проблемах, нам необходима поддержка в решении структурно – правовых проблем, относящихся к процессам приватизации КБ и встраивания его в вертикально – интегрированную структуру»

Сергей Борисович Большаков
Аc-аудит


 

 
Copyright (C) АС-АУДИТ, 2003-2024 гг.
тел.: (495) 775-61-31, (925) 505-19-41
e-mail: info@as-audit.ru

Rambler's Top100

Создание и продвижение