Аудит и консалтинг, 

бухгалтерский учет.
О компании
Услуги
Новости
Консультации
Разработки
Контакты



Подпишитесь на рассылку анонсов новостей АС-АУДИТ по почте или читайте нас в блогах.
Работая с нами через интернет, вы получаете скидку 10%!


Аудит и консалтинг, бухгалтерский учет.

English version




 
 
 

  Взаимоотношения с проверяющими органами

Главная > Консультации > Корпоративное право > СТРАТЕГИЯ БИЗНЕСА > Взаимоотношения с проверяющими органами

Чем чревато для работодателя несоответствие уровня зарплаты работников среднему по отрасли?


Борьба государства с компаниями, которые в целях ухода от налогообложения применяют так называемые серые зарплатные схемы, продолжается. Проверка фирм, работники которых в качестве зарплаты получают сумму ниже прожиточного минимума, не удовлетворила финансовых амбиций чиновников. Теперь проверяющие намереваются попортить настроение руководству организаций, зарплата в которых ниже среднего уровня.

История вопроса

Судя по публикациям в прессе, зачинщиком войны с компаниями, выплачивающими своим работникам зарплату «в конверте», стало столичное налоговое ведомство. Во всяком случае, руководитель УФНС по г. Москве Н.В. Синикова в интервью газете «Российский налоговый курьер» (№ 16, 2006 - август) подтверждает, что именно возглавляемое ею управление стало одним из инициаторов борьбы с «теневой» зарплатой, обозначив в качестве одного из приоритетных направлений работы проверку налогоплательщиков с признаками ухода от так называемых зарплатных налогов. Чиновник рассказывает про создание в недрах управления комиссии, которая анализирует деятельность компаний, выплачивающих своим работникам зарплату ниже прожиточного минимума, а затем приглашает руководителей этих компаний для «разговора по душам». После такого разговора более 80 процентов работодателей добровольно, не дожидаясь результатов налоговой проверки, повышают уровень оплаты труда сотрудников. Те же, кто не соглашается с доводами налоговиков, включаются в план выездных налоговых проверок.

Практически одновременно с обнародованием госпожой Синиковой применяемых налоговиками методов борьбы с налогоплательщиками, использующими «серые» зарплатные схемы, в справочных правовых системах появляется Письмо УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290 - своего рода «последнее предупреждение» работодателям, не желающим выходить из тени и продолжающим платить своим сотрудникам «серые» зарплаты.

«Теневой», или «серой» зарплатой, - поясняют налоговики, - является неофициальная зарплата, выдаваемая в «конвертах», страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и другие формы сокрытия реальной заработной платы». Такие схемы не только ударяют по бюджету, позволяя организациям уйти от уплаты ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и НДФЛ, но и ущемляют права работника. «Ведь от размера «официальной» заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении сотрудником квартиры или затратах на обучение его детей» - напоминают чиновники.

Предлагаемая столичными налоговиками схема работы с компаниями, выплачивающими «теневую» зарплату, выглядит следующим образом:

- посредством автоматизированного отбора и мониторинга отбираются налогоплательщики с низким уровнем официальной заработной платы. При этом основное внимание уделяется организациям, зарплата в которых ниже величины прожиточного минимума;

- информация об организациях, зарплата в которых не превышает МРОТ, направляется в правоохранительные органы и трудовую инспекцию, для принятия решения о привлечении организации и ее руководства к ответственности (выплата зарплаты ниже МРОТ является нарушением трудового законодательства);

- организации, заработная плата в которых превышает МРОТ, но не превышает прожиточного минимума, ставятся на контроль комиссии по борьбе с легализацией «теневой» зарплаты;

- налогоплательщики, поставленные на контроль комиссии по легализации «теневой» зарплаты, вызываются в налоговую инспекцию для разговора;

- если в ближайшее после разговора с налоговиками время налогоплательщик не обеспечивает положительной динамики по зарплате, налоговики принимают к налогоплательщику все доступные им меры воздействия. В числе таких мер - совместные с органами внутренних дел проверки налогоплательщика, передача информации о налогоплательщике во внебюджетные фонды.

Задумка столичных налоговиков пришлась по душе руководству ФНС, давно задумывавшемуся над проблемой обеспечения полноты поступления в бюджет единого социального налога и налога на доходы физических лиц. В итоге всем территориальным управлениям ФНС было предписано создать специальные комиссии по легализации «теневой» зарплаты и в срок до конца июля прошлого года отчитаться об этом перед центральным ведомством (Письмо ФНС от 21 июля 2006 г. № ГВ-6-05/710@). При этом комиссии предлагалось создавать не только на уровне налоговых управлений, но и на уровне обычных налоговых инспекций (Письмо ФНС от 4 июля 2006 г. № ГВ-6-05/674@).

Одновременно с налоговиками активизировались и столичные власти. В частности, Распоряжением Правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП создана Межведомственная комиссия Правительства Москвы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов (далее - Межведомственная комиссия). В состав Межведомственной комиссии включают представителей ряда федеральных и региональных ведомств и в том числе:

- Правительства Москвы, в том числе управлений по экономической безопасности;

- УФНС по г. Москве;

- Управления по налоговым преступлениям ГУВД г. Москвы;

- Государственной инспекции труда в г. Москве;

- Отделения Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области;

- МГФОМС;

- территориального органа ФСС РФ по г. Москве;

- территориального органа Росстата по г. Москве;

- Департамента финансов г. Москвы;

- Департамента экономической политики и развития г. Москвы;

- Комитета г. Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве).

Итак, с лета прошлого года воздействие на московских работодателей, подозреваемых в применении зарплатных схем, ведется не только со стороны комиссий, создаваемых в налоговых органах, но и со стороны Межведомственной комиссии Правительства Москвы. Более того, рассмотрение вопросов оплаты труда в московских компаниях отдается также на откуп рабочим группам (комиссиям), создаваемым на территории административных округов города. При этом префектам округов предписывается ежегодно до 15 января отчитываться перед Межведомственной комиссией о состоянии оплаты труда, полноте уплаты налогов и страховых взносов в организациях, расположенных на территории округа (пункт 5 Распоряжения Правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП).

Межведомственная комиссия и окружные рабочие группы работают по уже опробованной налоговиками схеме - приглашают работодателя на заседание комиссии (группы) и предлагают ему добровольно довести размер оплаты труда работников до необходимого уровня. А поскольку состав комиссии выглядит весьма представительно, более половины работодателей после проведения разъяснительной работы повышают оклады своим сотрудникам (см. интервью бывшего руководителя ФНС А.Э. Сердюкова журналу «Главбух» (№ 8, 2006)).

Однако обратите внимание: интерес проверяющих вызывают теперь и компании, работники в которых получают вознаграждение за труд в размере ниже среднеотраслевого уровня. В частности, согласно пункту 7 Распоряжения Правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП, разграничение контрольных правомочий между Межведомственной комиссией и окружными рабочими группами (комиссиями) производится следующим образом:

- Межведомственная комиссия рассматривает работу организаций города, имеющих задолженность по выплате заработной платы 500 000 руб. и более, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня;

- окружными рабочими группами (комиссиями) осуществляется рассмотрение вопросов о работе предприятий и организаций города Москвы, имеющих задолженность по выплате заработной платы менее 500 000 руб., выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня.

 Момент истины

Буквально на днях столичное налоговое ведомство в целях ужесточения контроля за «находящимися в тени» работодателями опубликовало список средних зарплат по отраслям. Приведем некоторые позиции этого списка:

- строительство - 13 465,5 рубля;

- торговля автотранспортом и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт - 10 392,1 руб.;

- оптовая торговля (включая торговлю через агентов) - 11 845,8 руб.;

- розничная торговля, ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования - 13 115,2 руб.;

- деятельность гостиниц и ресторанов - 15 059,2 руб.;

- финансовое посредничество - 52 994,6 руб.;

- страхование - 40 235,2 руб.;

- операции с недвижимостью - 16 843,6 руб.

Очевидно, публикация среднеотраслевых зарплат вызовет новый виток проверок столичных организаций на предмет применения «теневых» зарплатных схем. Во всяком случае, уже есть реальные примеры, когда на заседание Межведомственной комиссии вызывались представители компаний, зарплата в которых хотя и соответствует прожиточному минимуму, но существенно ниже, чем у конкурентов.

Увы, некоторые фирмы довольно скептически оценивают шансы налоговиков в споре о реальных зарплатах в компании. Ведь зарплата работника может не дотягивать до среднеотраслевого уровня не только потому, что организация использует недопустимые налоговые схемы, но также потому, что работники работают, например, неполное рабочее время и получают оплату пропорционально отработанному времени или в зависимости от объема работ (статья 93 Трудового кодекса РФ). Да и вообще - установление размера зарплаты является личным делом сторон трудового договора! 

И действительно: как налоговики могут доказать, что официально отражаемая по документам зарплата в действительности является лишь частью вознаграждения, получаемого работником? На самом деле, вот уже почти год фискалы пользуются учебным пособием в виде Письма ФНС от 28 июля 2006 г. № ВЕ-6-04/742@, в котором приводятся тексты выигранных налоговиками судебных дел по спору о «серой» зарплате с неким ООО «Редуктор-Энерго». С учетом указанных дел можно сформировать примерный перечень факторов, полная или частичная совокупность которых может (по мнению судей) свидетельствовать об использовании «серых» зарплатных схем:

- показания работников компании, свидетельствующие о несоответствии сумм реального и официального вознаграждения за труд;

- значительное превышение размера зарплаты по прежнему месту работы сотрудников компании над размером зарплаты, официально отражаемым компанией;

- объявления о приеме на работу в компанию, предлагающие более высокий заработок, нежели официально объявляемый;

- более высокий по сравнению с остальными работниками компании уровень зарплат работников предпенсионного и пенсионного возраста;

- информация органов и лиц, которым по тем или иным причинам представлялись сведения об уровне зарплаты в компании;

- наличие в памяти принадлежащих компании компьютеров ведомостей с отличающимися от официальных размерами зарплат;

- выдача под отчет в день выплаты зарплаты значительных сумм денежных средств;

- данные органов статистики, свидетельствующие о том, что официальная зарплата в компании существенно ниже среднестатистической по отрасли.

К сведению: для работников компании, вызываемых в суд в качестве свидетелей, дача показаний является обязанностью, при этом они предупреждаются под расписку об уголовной ответственности за дачу ложных показаний (статья 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Это дает основание предположить, что большая часть работников вряд ли возьмет на себя смелость лжесвидетельствовать в суде с целью «выгораживания» работодателя.

Марш несогласных

Можно сколько угодно спорить о приемлемости аргументов, с помощью которых налоговики «потопили» ООО «Редуктор-Энерго». Но факт остается фактом - попытки фискалов вывести на чистую воду работодателей, выплачивающих зарплату в «конверте», не всегда обречены на провал. Тем более, что в последнее время существенную помощь налоговикам в борьбе с недобросовестными компаниями оказывают лица, работающие в таких компаниях. Не получив справку о реальном заработке и лишившись в связи с этим возможности взять кредит или отправиться за границу (для получения визы в большинство европейских стран необходимо подтверждение уровня доходов), работник звонит по объявленной налоговиками горячей линии и попросту сдает своего работодателя.

Чем грозит установление факта применения «серых» зарплатных схем? Если судить по делу ООО «Редуктор-Энерго», налоговики, имея на руках доказательства недобросовестности налогоплательщика, получают возможность:

1) определить подлежащую уплате в бюджет сумму ЕСН и НДФЛ расчетным путем и произвести доначисление налога;

2) взыскать с налогоплательщика сумму неуплаченных налогов и пени;

3) привлечь налогоплательщика к ответственности за неуплату налогов (статья 122 Налогового кодекса РФ) и неисполнение обязанностей налогового агента (статья 123 Налогового кодекса РФ).

Разумеется, если выплачиваемая в организации зарплата не только не соответствует среднему уровню по отрасли, но и не превышает МРОТ, организацию оштрафуют за несоблюдение трудового законодательства. Ведь согласно статье 133 Трудового кодекса РФ, месячная заработная плата работника, отработавшего за месяц норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

Кстати, на настоящий момент МРОТ составляет 1 100 рублей (статья 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ). Административная ответственность за выплату зарплаты ниже этого уровня предусмотрена статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и наступает:

- для должностных лиц в виде штрафа в размере от 500 до 1 000 рублей;

- для юридических лиц в виде штрафа или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

И не забывайте о том, что в последнее время на уровне региональных властей стало практиковаться установление так называемого регионального минимума оплаты труда. Речь идет о минимуме, прописываемом в региональном трехстороннем соглашении, заключаемом между властью, объединениями профсоюзов и объединениями работодателей региона. Например, в г. Москве такой минимум с 1 мая 2007 г. составляет 5 400 рублей, а с 1 сентября 2007 г. - 6 100 рублей (пункт 2.1 Московского трехстороннего соглашения на 2007 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей)).

Присоединение работодателя к региональному трехстороннему соглашению, как правило, происходит по умолчанию - в связи с непредставлением в определенный срок отказа от исполнения соглашения. Так, согласно пункту 9 статьи 9 Закона г. Москвы «О социальном партнерстве» от 22 октября 1997 г. № 44, действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования.

Так и получается, что при установлении размера зарплаты работодатели должны ориентироваться не только на МРОТ, но и на региональный минимум. Ответственность за несоблюдение такого минимума наступает в соответствии со статьей 5.31 КоАП РФ, согласно которой нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению, влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей.



 
Партнеры 

сайта.


 
Copyright (C) АС-АУДИТ, 2003-2017 гг.
тел.: (495) 775-61-31, (495) 505-19-41
e-mail: info@as-audit.ru

Rambler's Top100

Создание и продвижение